ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТОПЫ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Часто детки рождаются с «установочными» стопами. У одного ножки повернуты внутрь, другой ставит ножки на пятки и т.д. Если нет патологии костей (о чем врач скажет еще в роддоме), то это связано с вынужденным положением малыша в матке. Он бы и рад был расположить ножку по-другому, но места было мало. Вот и привык держать так. Такое врожденное положение стопы ничего не говорит о том, какие ножки будут в будущем. Все станет ясно только когда ребенок пойдет. До тех пор никаких особых усилий предпринимать не нужно (только общеукрепляющий массаж и гимнастика по возрасту).

Когда же ребенок учится ходить, его основной задачей является удержать равновесие. При этом дети часто начинают ставить ножки носками внутрь, что часто расценивается родителями как косолапость. На самом деле при такой постановке стопы ребенку проще удерживать равновесие. Это пройдет, когда малыш начнет ходить увереннее и бегать.

Свод стопы формируется из костей и связок, а поддерживается мышцами. Однако кости у детей еще пластичные, связки эластичные, а мышцы слабые. Кости и связки укрепляются к 5 годам. Получается, что в первые годы жизни за форму стопы отвечают только мышцы. В связи с этим уплощение свода стопы до 5 лет считается вариантом нормы и плоскостопием не считается.

Для правильного формирования мышц, поддерживающих своды стопы, природа сделала подошву очень чувствительной. Любое раздражение подошвы ведет к рефлекторному сокращению мышц (как например, при щекотке) и со временем формируются своды стопы. Однако есть ли такая возможность у современного ребенка, который живет в городе и передвигается только по ровным плоским поверхностям, причем исключительно в носочках или обуви?

О чем это все говорит:

-  детская стопа из-за повышенной эластичности костей и связок и мышечной слабости по определению склонна к уплощению или деформации

- но, по той же самой причине, большинство проблем обратимы

- для нормального развития стопы необходимо ПОСТОЯННОЕ рефлекторное раздражение подошвы (3 минуты в день, к сожалению, недостаточно)

- кажущаяся «косолапость» и «плоскостопие» могут быть вариантами нормы, о чем вам точно скажет врач-ортопед



ТРЕНИРУЕМ МЫШЦЫ СТОПЫ

Основное правило – не опережать собственное развитие малыша! Ребенок должен САМ поползти, сесть, встать и пойти! Все чем вы можете помочь – это регулярная гимнастика по возрасту и общеукрепляющий массаж. А также регулярно показывать ребенка ортопеду для раннего обнаружения проблем (в 1 мес, в 3 мес и в год, далее – по показаниям).

Все проблемы начинаются с того, что родители начинают присаживать ребенка, когда он сам еще этого не делает. Ставят его в ходунки и прыгунки, когда он еще не стоит и даже не сидит. Водят его за ручки, едва он только встал в кроватке. Все это ведет к неправильной тренировке мышц и заканчивается проблемами с опорно-двигательным аппаратом.

Первые упражнения для стоп: рефлекторное раздражение подошвы – щекотка, катание по ножке различных неоднородных предметов (шарики-ежики), массаж стопы мешочком с горохом. Возможность свободно шевелить пальчиками и играть с ножками тоже будет способствовать правильному развитию стопы.

Когда ребенок начнет стоять и ходить, при любой возможности делайте это босиком по неоднородной поверхности – на улице – песок, трава, галька; дома – различные тренирующие коврики (с нашитыми пуговицами, заполненные горохом/фасолью, рассыпанной галькой, ортопедические коврики). Это наилучший вид тренировки мышц стопы! Как вариант босоногости (если холодно) – носочки с «шишками» на подошве или подшитые мягкой кожей.

Если же нет возможности ходить босиком, то ребенку необходимо подобрать рациональную обувь. Она не сформирует вашему малышу правильную ножку, но хотя бы правильно распределит нагрузку и позволит избежать деформации костей, которую будет трудно исправить, до тех пор, пока ребенок не начнет делать гимнастику и заниматься спортом.

Основные требования:

обувь должна быть по размеру (запас 0,5-1 см)

жесткий задник (даже в босоножках), застежка вокруг голеностопного сустава («боковая фиксация», которая не даст ножке заваливаться на бок)

наличие супинатора (поддержка продольного свода стопы)

подошва гибкая

широкая носовая часть, или возможность регулировки полноты.

С детками постарше уже можно делать гимнастику для стоп:

хождение на пятках, на носках, на внешнем крае стопы

перекаты с пятки на носок и обратно

катание мячиков/палочек стопами

захватывание мелких предметов пальцами стопы

«тянуть носочек».

И все-таки, самое лучшее для правильного развития ножки малыша – это хождение босиком и гимнастика!

Растите здоровенькими!


Последние записи педиатра

Наш педиатр

Родилась и училась в Минске. В 2002 году окончила Белорусский государственный медицинский университет. Первая должность – участковый педиатр. В настоящее время – сотрудник перинатального центра. Имею опыт работы с детьми от 1500 гр и до 18 лет. Мама двоих замечательных детей (девочка и мальчик). Помимо медицины интересуюсь саморазвитием (психология, самоорганизация), люблю рукодельничать для близких, обожаю водить машину, верю в чудеса